Главное о поддонах: стандарты и категории.

В любой торговле товар движется от изготовителя к продавцу, как правило, этот путь не близкий и необходимо сохранить товар при перевозке.  Казалось бы, что сложного?  Важно лишь правильно уложить груз и надежно его зафиксировать. Как показывает практика, даже при соблюдении этих правил часть товара все равно приходит в негодность после транспортирования. Соблюдение стандартов складских процедур и использование поддонов поможет свести к минимуму потери при перевозке.  Если хорошо сложить груз на поддон и тщательно запечатать, то товар гарантированно доедет в целости и сохранности. 

Поддон -  это тара, предназначенная  для перемещения, перевозки, складирования, хранения, комплектации груза, он относится к складскому оборудованию.   С помощью поддонов перевозят большие тяжелые грузы.  Перевозка не единственная функция поддона, также он помогает передвигать товары на складе.
Поддоны

Какие бывают поддоны?

В основном различают четыре вида поддонов:  
  • из дерева, 
  • из пластика, 
  • из металла,
  • из картона.
Разберем каждый вид подробнее.

Деревянные поддоны.

Могут быть изготовлены из древесины любых пород, предварительно перед изготовлением заготовки проходят специальную обработку.  Затем идет термическая и технологическая обработка, это помогает уничтожить вредителей.  Поддоны из дерева легко сделать, и стоят они дешевле, чем из других материалов.  Паллеты, так еще называют поддоны, классифицируются по уровню прочности. Этот показатель зависит от породы дерева из которого изготовлен. Данный фактор необходимо учитывать, если предстоит перевозка тяжелого груза.  Готовые паллеты маркируют по нормам международной конвенции  по защите растений, это подтверждает, что изделие прошло санитарную обработку.Деревянные поддоны

Пластмассовые паллеты.

Если сравнивать пластиковые паллеты и деревянные, то пластиковые гораздо легче. Также они более практичные в эксплуатации, их легко мыть и есть возможность обрабатывать специальными средствами для дезинфекции.  Для изготовления пластмассовых поддонов используют разные типы смолы, благодаря чему в результате получается ровное и  гладкое изделие.  Пластмассовые паллеты являются самыми безопасными, их можно использовать в любой категории торговли.  Однако цена на них довольно высокая и многие предприятия не готовы идти на такие траты.Пластмассовый поддон

Металлические паллеты.

Такие поддоны плавятся при очень высоких температурах, это позволяет использовать их в условиях повышенных температур.  Безусловно,  поддоны из стали или алюминия гораздо прочнее каких-либо других, их часто выбирают для транспортировки тяжелых, крупных товаров.  Несмотря на прочность, металлические поддоны редко используют для перевозки на большие расстояния. Чаще всего их используют для перемещения товаров по заводу или складу.Металлический поддон

Картонные поддоны.

Поддоны из рифленого картона хорошо подходят для перевозки груза на большие расстояния. Но обладают одним значительным недостатком – пропускают влагу, из-за этого срок эксплуатации значительно сокращается и приходится утилизировать их почти после каждого раза использования. Картонные поддоны

Стандарты изготовления паллетов.

Сертифицированный европаллет (EUR). 

Стандартный размер 800х1200х145 мм.  Маркируется фирменным клеймом «EUR» в овале,  выжигается на опорах поддона с правой стороны.  На других ставятся отметки, по которым можно узнать производителя, серию и год выпуска паллета.  
Структура поддона состоит из досок разной ширины, по стандарту это доски 145 мм и 100 мм.  На верхней части поддона расположено пять досок, ставятся поочередно по принципу широкая/узкая.  На нижней части три доски, располагаются по принципу узкая/широкая/узкая. На углах европоддона обязательно должны быть фаски. Сертифицированный европаллет (EUR).

Сертифицированный финский паллет (FIN).

Его стандартный размер 1000х1200х145 мм, по габаритам он немного больше европаллета.  Фирменная отметка «FIN» располагается в прямоугольнике, выжигается также на правых опорах поддона. На другие наносится информация о партии, дате изготовления и код производителя.  На верхней части финподдона расположено 7 досок. Принцип укладки следующий: одна широкая / две узких. На нижней части три доски, как и у евро, идут в порядке узкая/широкая. По углам данного паллета также должны быть фаски. 

Грузовой многоразовый поддон. 

Существует два типоразмера – 800х1200х145 и 1000х1200х145, толщина используемых досок 20-22 мм. У таких поддонов нет фирменной маркировки. Конструкция размером 800х1200х145 аналогична конструкции европаллетов. Поддоны размером 1000х1200х145 изготавливают по принципу строения финских паллетов.

Сорта поддонов.

На многих зарубежных предприятиях и заводах установлены четкие нормы по габаритам используемых поддонов. Если у вас возникла необходимость отправить груз за границу, то лучше воспользоваться евро – или финпаллетами. Маркировка на паллетах говорит о том, что они изготовлены с соблюдением всех правил и норм, установленных в Европейских странах. 

Во многих странах, в том числе и в России, распространено повторное использование паллетов. Все б/у поддоны можно разделить на три сорта:
  • Высший сорт. 
    Это почти новые поддоны, без внешних дефектов, таких как сколы и трещины. Древесина у таких поддонов светлая, чистая. Поддоны высшего сорта были в эксплуатации не больше трех раз.
  • Поддоны первого сорта.
    Они крепкие, древесина белая, не грязная. На них нет трещин и повреждений.  По количеству раз использования нет ограничений, но они не должны подвергаться ремонту.  
  • Поддоны второго сорта. 
Здесь допустимо немного пятен и грязи, древесина со временем  может быть потемневшей. Также разрешено наличие небольших сколов и трещин, размерами не больше 30 см в длину и 3 см в ширину.  Паллеты могут быть и отремонтированными ранее.паллеты

Отличие поддонов РФ от Евро

Производство поддонов в России регламентируют два документа: ГОСТ 9078– 84 и ГОСТ 9557–87.
Первый обобщенный, не имеет четких рамок и норм. Этот ГОСТ устанавливает только размеры поддонов – 1200 и 1000х800 и то, что они делаются из дерева. 

Второй ГОСТ более точный и очень схож с евростандартом UIC 435-2, который устанавливает стандарты производства европаллетов. Данный ГОСТ регламентирует толщину паллетов, количество используемых гвоздей, наличие фасок и тд.  На отечественных поддонах не ставится клеймо, потому что Россия еще не прошла необходимую сертификацию. Изготовленные в рамках ГОСТ 9557-87 поддоны абсолютно аналогичны европаллетам, но не имеющие сертификатов.

Клеймение европаллетов.

Процедуру клеймения проводят для того, чтобы знать какой перед вами поддон и соответствует ли он принятым нормам. Произведенные в Европе поддоны имеют два стандартных клейма- EUR и EPAL.

Первая отметка EUR говорит об изготовлении паллетов в Европе. Вторая метка EPAL означает, что изделия произвели согласно требованиям Европейской паллетной ассоциации. Данная организация устанавливает правила производства паллетов и контролирует их соблюдение. два стандартных клейма- EUR и EPAL

Санитарная оклеймо в виде колоска означает, что тара прошла обработку от вредителейбработка паллетов. 

На центральной ноге поддона ставится клеймо в виде колоска.  Оно означает, что тара прошла специальную обработку с целью защиты от вредителей.  На такой маркировке дополнительно указывается способ, которым была обработана продукция, номер партии поддонов, год и страна, в которой производятся эти поддоны. 

Процедуру обработки проводят двумя методами
:
  • Фумигация - это обработка фосфином. Обрабатывается древесина, из которой будет изготовлен поддон, либо уже готовое изделие.  Суть метода в химической обработке материала, в результате которой погибают вредители.  Да, метод достаточно эффективный, но имеет существенный недостаток.  Частицы химиката могут остаться на поверхности древесины. Это плохо, поскольку на поддонах могут перевозить пищевую продукцию, а после фумигации этого делать нельзя, в связи с чем производители часто отказываются от использования поддонов после фумигации.Обработка  поддонов высокой температурой.

  • Обработка  поддонов высокой температурой.   Принцип действия метода заключается в том, что паллеты помещают в бокс на некоторое время, где на них воздействуют горячим воздухом.  Данный способ используется редко, потому как трудно обработать сразу большое количество материалов, а также из-за неравномерного распределения горячего воздуха в боксе.

Конвективная, или камерная, сушка. 

Самый популярный метод обработки древесины для поддонов. Обрабатывается исходный материал, который далее пойдет на производство паллетов. Материал выдерживается в  специальной камере, температура воздуха более 60 градусов и определенный уровень влажности.  Благодаря специальной системе, установленной в камере, воздух циркулирует равномерно. В доски вворачиваются специальные приборы, которые помогают отследить уровень влажности дерева. Когда все показатели достигают необходимых параметров, обработка заканчивается.

Подведем итог. Если вы планируете экспортировать какую-либо продукцию, то поддоны обязательно должны подвергаться обработке, после чего поддоны клеймят. В России нет четких требований по проведению обработки поддонов. Будьте внимательны, часто для того, чтобы подделать поддон, безответственные фирмы- изготовители  выжигают на продукции клеймо, будто поддоны прошли все необходимые мероприятия по обработке.


Добавить комментарий

Оставить комментарий

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив